История создания фотобумаги
До начала использования мокрого коллоидного процесса (собственно, процесс создания отпечатков на фотобумаге), фотографии создавались с помощью посеребренных медных пластин, и имя таким фото было – дагерротип, по имени своего создателя, Луи Дагера.
Эволюция на месте не стояла, и в 1850 году предприимчивый американец Вудворд начал использование камеры обскура – изобретения, надо сказать, далеко не нового. Громоздкая и капризная, такая камера, однако, позволяла в разы упрощать процесс создания фотоснимков.
Рождение фотобумаги
В 1874 англичанин Маудслей решил вопрос непрочности фотоматериала и презентовал миру свое открытие ? фотобумагу, которое встало на конвейер уже в 1879, что было заслугой Дж. Свана.
Надо отметить, что фотобумагу от обычной бумаги обыкновенной отличает слой желатины, то есть коллагена, под которым находятся кристаллы светочувствительного вещества – хлористого серебра.
Оставшиеся годы девятнадцатого века изобретатели и любители работали над вспомогательными средствами и приспособлениями для достижения как можно лучшей четкости и контраста изображения.
Если разобраться, то процесс создания снимков с помощью фотобумаги довольно прост: вода растворяет желатину, которая затвердевает под воздействием света, затем снимок покрывается краской, в результате чего получается клише для создания оттисков.
В 1864 уже упоминаемый Свен использовал сажу. Надо сказать, над этим процессом трудились многие, результат работы мы видим по сей день: фотобумага, даже при имеющейся возможности делать снимки на цифровые устройства, не теряет своей актуальности. Ведь в качестве получаемых фотографий, их цветопередаче и контрастности, сомневаться не приходится.
Фотобумага сегодня
Многие фотографы говорят: «Рядом с ней и Nikon не валялся». Действительно, ныне процесс обработки фотобумаги куда более упростился.
Однако есть еще умельцы, которые изготавливают ее дома с помощью покупной фотоэмульсии, а затем колотят на этой почве немалый капитал, ведь, по их словам, именно в фотографиях, сделанных с мученическим трудом и ангельским терпением, и есть та самая ценность, которую именуют «душой».
Есть ли душа в снимках – сказать сложно, все-таки это не более, чем субъективная реакция, восторг, преклонение перед талантом автора и так далее. Однако такой товар находит своего покупателя и ценителя.
Между прочим, последнее время особым спросом пользуются снимки, сделанные на просроченной, изготовленной лет эдак тридцать назад, советской фотобумаге.
Дело в том, что фотографии получаются совсем как в былые времена – плохой контраст, благородное зерно, пересветы, недоэкспонирование как бы возвращают нас на несколько десятков лет назад. Звучит, по крайней мере, поэтично, да и выглядит так же – цепляя за ретро-струнки души.
Кстати, в Советском Союзе выпуск различных видов не только фотобумаги, но и фотокинопленки был отменно налажен, за этот повод для гордости производителям огромное спасибо.
Разнообразие ассортимента фотобумаги в современности открывает широкий простор для творчества. Разнятся они по типу фотопроцесса (чаще всего используется негативно-позитивная), типом подложки, типом эмульсии и фактурой поверхности.
В качестве вывода хотелось бы отметить, что, как и колесо, изобретение фотобумаги и налаженный фотопроцесс, является неотъемлемой частью нашей жизни, без которой она была бы серой и скучной – как мир в чёрно-белом кино.